Август 2, 2018

И-07

Иконостас пяти ярусный в новом храме в Оренбургской области.

Основа иконостаса МДФ, массив дерева.

Резьба комбинированная-дерево+гипс.

Покрытие «по золото» — фольга.

Иконы — печать на холсте.

Ширина иконостаса 6.7 метров высота 6.5 метров.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свет льётся потоком сквозь высокие окна барабана, на котором покоится купол храма. Лучи света падают на белую с золотом поверхность иконостаса и играют на позолоте завитков затейливой резьбы, отражаясь в гладком лаке икон – новый храм в Оренбургской области украшен иконостасом работы наших мастеров. Отрадно, что в наши дни, когда утилитарность и практичность стоят во главе угла, не забываются, но бережно хранятся традиции храмового зодчества — как в данном случае. Классическая византийская архитектура храма сочетает в единой гармонии вертикальные прямые стен и дуги сводов. В плане храм представляет собой крест, прямые вертикальные стены заканчиваются арками, а круглый большой барабан под куполом опирается на треугольные лопатки. Поверхности сопрягаются плавно, а свет, проходя через узкие окошки барабана, создает иллюзию его отсутствия – будто барабан парит над храмом. Классика архитектуры потребовала особого внимания к заказанному проекту иконостаса – и результат нам понравился!

Как и в любом другом проекте, работа началась с определения основных размеров иконостаса: с одной стороны, он не должен перегружать пространство храма, занимая максимально возможное место, но и не должен быть миниатюрным. Решение получилось изящным: был выбран пятиярусный стиль с плавным сужением к верхней части. Сужение как бы повторяет силуэт самого здания храма, дублируя его во внутреннем интерьере, но иконы не уменьшаются в размерах по мере увеличения высоты яруса, не создавая тем самым у стоящих внизу эффект прямой перспективы – когда удаленные предметы кажутся маленькими.

Все иконы изготовлены в нашей мастерской методом печати на холсте. Полотно из натурального материала высокого качества обрабатывается специальным полимерным покрытием, на холст наносятся частицы краски, образующие рисунок, далее финишным слоем, наносится защитное покрытие, предохраняющее изображение от воздействия света, температуры и влаги. После печати и высыхания холсты с иконами натягивают на подрамники — изделие готово. Как правило, к точке монтажа иконы доставляют отдельно, во избежание повреждений. Монтирующий иконостас мастер будет устанавливать их после сборки основной конструкции. Но прежде печати эскизы икон прорисовываются на основном эскизном проекте – заказчик должен иметь возможность оценить общий вид создаваемого проекта. Разумеется, при всем многообразии икон мы строго соблюдаем каноны православной иконописи. Более того, поскольку за века существования русской иконописной традиции в разные периоды менялась и стилистика, и методы написания, то для одного иконостаса мы подбираем иконы, совпадающие по стилю, оформлению и цветовой гамме. Сравните, например, ранние иконы Рублева и барочные холсты Ушакова – поместить их на один иконостас было бы ошибкой! Итоговый выбор икон определяется пожеланиями заказчика, необходимостью подбора определенных храмовых икон и так далее.

Для первого яруса иконостаса иконы по традиции были выбраны большего, нежели на верхних ярусах размера – сюда включены изображения Спасителя и Богородицы по обе стороны Царских врат, иконы архангелов, Николая Чудотворца, Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, храмовая икона. Крайние иконы справа и слева сделаны с отступом в глубину – так создается дополнительный объём иконостаса. Иногда для создания объёма над иконами первого яруса сооружаются резные сени – они создают красивое обрамление иконам и служат дополнительным декоративным элементом. Однако в нашем случае перед иконостасом отсутствует солея, сделан лишь выступ-амвон перед вратами – с него священник читает проповедь и благословляет прихожан. Поэтому вместо сеней, которые смотрелись бы неестественно, было создано действительно оригинальное решение: центральная часть первого яруса с Царскими вратами утоплена внутрь иконостаса относительно общего пространства храма. Это позволило придать конструкции дополнительный объём, освободить больше места для икон Богородицы и Спасителя. Второй ярус образует над первым своего рода портал, и ажурная конструкция Царских врат в лучах проходящего из окон алтаря солнечного света служит наглядной иллюстрацией к евангельским словам о тесных вратах в Царствие Божие, пройти которые удастся не всем. Такое решение встречается редко, но в данном случае оно как нельзя лучше дополнило стилистическое решение, придав оригинальность конструкции иконостаса.

Использование золота в украшении иконостасов и иных предметов церковного интерьера свойственно русской храмовой традиции, хотя перешло из традиции византийской. Еще послы, отправленные в Константинополь святым равноапостольным князем Владимиром, говорили о богослужении в храме святой Софии: «Не знали мы – на земле ли пребываем или на небе…» — настолько красота церковного убранство поразила наших делегатов. Да, отказывая себе в приобретении роскоши, православный человек украшал храмы. Поэтому в золоте, ярких красках, пышном орнаменте нет вычурности и излишества, это лишь отклик на естественное желание людей видеть дом Божий убранным и нарядным. Для того, чтобы позолота достаточно большого – размеры составили 6,7х6,5 метров – иконостаса не сильно сказалась на бюджете, было принято решение использовать специальную металлическую фольгу с эффектом золота. Тонкий слой фольги повторяем контуры и рельеф узоров, создавая точную имитацию цвета и блеска сусального золота. Кстати, покрытие сусальным золотом также осуществимо – обо всех видах декоративных покрытий вы можете прочитать в соответствующем разделе нашего сайта.

Для придания поверхности иконостаса рельефа были использованы декоративные пилястры в форме полуколонн, также обработанные металлической фольгой «под золото». Верхняя часть иконостаса должна была напоминать округлые купола храма – поэтому для икон четвёртого яруса было выбрано обрамление с закругленным верхом. Самая верхняя икона – Спаситель с предстоящими Ему в молитве Богородицей и пророком Иоанном Предтечей – выполнена трехчастной, в виде трех отдельных икон-куполов, увенчанных православными крестами.

Наконец, следует упомянуть о процедуре монтажа: еще на этапе проектирования мастер-проектировщик рассчитывает конструктив иконостаса, осуществляет прочностной расчет, при необходимости совершает один или несколько выездов на объект, чтобы проектом предусмотреть точки и способы крепления иконостаса к стенам и полу храма. Заказчик может не волноваться: конструкция будет прочно закреплена и избежит перекосов и тем более падения.

Клиент, обратившись в нашу мастерскую, может заказать иконостас, будучи уверенным в том, что на все работы и материалы будет предоставлена гарантия, также мы можем предложить услуги по полной комплектации храма элементами убранства, создав их в едином стиле, выбранном клиентом.

Надеемся, после прочтения этого и других описаний данного раздела, у вас не останется вопросов о том, какие существуют конструкции иконостасов, какие проекты могут реализовать наши мастера, создающие иконостасы, где заказать работы и каковы гарантии, предоставляемые нашей мастерской. Начать сотрудничество очень просто: позвоните или напишите нам, в разделе «Контакты» представлена вся информация для связи с иконостасной мастерской «Возрождение»

Обратный звонок
Обратный звонок
Форма обратного звонка WordPress